Презентация на тему культура речи для педагогов. Культура речи Что такое культура деловой речи презентация

1 слайд

Культура речи. Нормы языка Культура речи – это владение нормами и богатствами языка для выражения своих мыслей. Нормы языка – это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи. Нормы языка устанавливают: 1. Произносительная норма как правильно произносить слова и ставить ударение: серде[чн]ый удар,серде[шн]ый друг, вéрба 2. Словообразовательная норма как правильно образовывать слова: наблюдатель (но не наблюдальщик), рецензент (но не рецензист) 3. Орфографическая норма как правильно писать слова: антенна, коснуться 4. Морфологическая норма как правильно образовывать формы слов: плать-ев, помидор-ов 5. Синтаксическая норма как правильно строить предложения: Я соскучилась (по ком?) по ним (но не по них). 6. Пунктуационная норма как правильно расставлять знаки препинания: Когда наступила ночь, все голоса прекратились.

2 слайд

Качества речи Качества речи правильность (достигается соблюдением языковой нормы) точность логичность богатство чистота уместность выразительность

3 слайд

Точность речи Точной речь бывает тогда, когда мы хорошо знаем то, о чём говорим, и подбираем для этого нужные слова. ! Незнание точного значения слова ведёт к неверному его употреблению в речи. горделивый характер гордый характер Но! горделивая осанка горючее желание горячее желание Но! горючее вещество нестерпимый человек нетерпимый человек Но! нестерпимая боль

4 слайд

Логичность речи Логичной является такая речь, в которой мысль излагается последовательно; слова, предложения и части предложения связаны между собой по смыслу. Нарушение логичности речи: У нашего пастуха есть помощница – небольшая собака. Она увидела возле стада волка. У нашего пастуха есть помощница – небольшая собака, которая охраняет овец. Однажды она увидела возле стада волка.

5 слайд

Богатство речи Богатая речь – та, в которой используются разнообразные предложения, слова и сочетания слов. Однажды я заметил, как морозом прихватило траву и лужи. Я был свидетелем рождения мороза; как он подсушил и подбелил старую, рыжую траву, покрыл лужицы тончайшим стёклышком.

6 слайд

Чистота речи Чистой называется такая речь, в которой не употребляются: лишние слова юный мальчик первая премьера стоящие рядом однокоренные слова рассказывать рассказ нарисованный рисунок просторечные слова откудова ихний

7 слайд

Уместность и выразительность речи Уместной называется речь, слова и выражения которой подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим и пишем. Выразительной называется образная, яркая речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя.

8 слайд

Диалог и монолог Диалог – это разговор двух лиц. Монолог – это речь одного лица. – Вы? – Я. – Глазам своим не верю! – Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал. – Конечно, конечно. Я очень рад. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния. ! Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» Д.С. Лихачев «Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности». К.Д.Ушинский «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его». К. Г. Паустовский «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры» В.Н.Сухомлинский 1

Культура речи и языковая норма

Притча К Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». 3

4 Цель урока: Повторить общие сведения о языке, культуре речи, языковых нормах. Закрепить умение различать речевые ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи. Выполнить задания ЕГЭ,связанные орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /

5 Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи -раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.

6 Нормы произно- шения Нормы слово- употреб- ления Постановка знаков препинания

Орфоэпия – система норм произношения Фонетические ошибки. 1. Неверное смягчение согласных и отсутствие смягчения в необходимых случаях. 2. Неверное ударение. 3. Диалектные черты. - 7

8 Лексико- орфоэпическая разминка Адекватный, академик, демпинг, компетенция, менеджер, патент, термин, купе, лотерея, дефис, майонез, тент, кортеж.

9 Тест «Нормы ударения» Проверь, насколько хорошо ты знаешь нормы произношения.

10 Лексическая норма определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи. Лексические ошибки. 1. Смешение паронимов 2. Речевая избыточность (плеоназмы) 3. Тавтология 4. Незнание значения слов и фразеологизмов 5. Нарушение лексической сочетаемости

11 ТЕСТ В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ? 1) Федоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка. 2) За храбрость он получил очередное ВОЕННОЕ звание. 3) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку. 4) ВОЕННАЯ промышленность этой страны очень развита.

12 В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ? 1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. 2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь. 3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере. 4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

13 Избегай! СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

Избегай! ЖАРГОН - разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. 14

Компоненты хорошей речи чистота выразительность Содержательность Точность Логичность Уместность 15

16 Проверьте себя Стилистика 1) В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять критиковал мэра города N . 2) Все местные СМИ были брошены на пропаганду нового регионального лидера. 3) Доллары можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.


Как мы говорим. Пиши правильно. Культура речи. Прозвища. Почему мы так говорим. На каком языке мы говорим. Русский язык и культура речи. Как правильно называть. «Научите меня говорить. Говорю спасибо. Говорю «спасибо». Языковая норма. О сквернословии и не только. Ненормативная лексика. Душа с душою говорит…. Грамматические нормы. Сквернословие.

Как научиться правильно и красиво говорить. Ругань, брань, сквернословие. О вреде сквернословия. Проблема сквернословия. Учите детей говорить правильно. Стилистика русского языка и культура речи. Предмет и задачи культуры речи. Трезвость - норма жизни. Культура речи-культура отношений. Я научила женщин говорить…. КУЛЬТУРА РЕЧИ преподавателя.

Учусь думать – учусь говорить. В интонации спрятан человек. Как правильно делать презентацию. Как помочь ребёнку хорошо говорить. Долой сквернословие. Вопросы экологии русского языка. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике. Говорим по-якутски. Культура речи учителя. Что такое сквернословие и как с ним бороться.

Давайте одеваться красиво…. Культура речи: общие понятия. Культура речи журналистов. Сила слова или яд сквернословия. Законы логичности речи. О чём мы будем говорить сегодня на уроке. Закон слогового сингармонизма. Языковая личность автора в произведении.

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ». КУЛЬТУРА РЕЧИ – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное общение, владение нормами литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием высказывания.



МОНОЛОГ – это речь от 1-ого лица, сообщение сделанное одним лицом другому (рассказ о событии, рассуждение, пересказ, самохарактеристика и др.). КУЛЬТУРА ПОСТРОЕНИЯ МОНОЛОГА: Необходимо провести подготовительную работу над словом, содержанием высказывания для того, чтобы монолог был уместен, лаконичен, выразителен. Монолог должен содержать новую информацию для слушателя. В итоге следует дать оценку высказыванию или услышанной информации, но не говорящему.




КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА: Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы.


ПОЛИЛОГ (от греч. «многочисленный разговор») – это разновидность диалогической речи, для которой характерны ситуативность, спонтанность, а также синхронность речевой активности говорящих. Обсуждение литературного произведения, спектакля, события; «Круглый стол»; Научная дискуссия; Ролевые игры и др.


КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЛОГА: Участие каждого в общении; Благоприятные условия для общения; Коммуникативность заданий (наличие вопросов уточняющего характера); Формирование общих учебных умений; Активное использование разных суждений и мнений; Использование личного опыта говорящих в обучающих целях; Создание ситуаций для использования аудио и видеозаписей; Учёт специфики возрастных особенностей аудитории; Отработка речевых умений и навыков в рамках свободного общения.









ЗвонЯт или звОнят? Упражнение 1. Проговорите все формы глагола "звонить" ("позвонить") несколько раз (6-7 раз), чтобы именно в таком виде ваша память зафиксировала звуковой и зрительный образ этого слова и его форм. ЗвонИть, звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт, позвонИть, позвонЮ, позвонИшь, позвонИт, позвонИм. позвонИте, позвонЯт. Упражнение 2. Устно вставьте в предложения слово "звонить" ("позвонить") в нужной форме. Проговорите каждое предложение по 3 раза. 1. Опять (что делает?)... телефон. 2. Он мне нечасто (что делает?) Мама всегда (что делает?)... мне и спрашивает, где я. 4. Кому ты сейчас (что делаешь?)...? 5. Вы сейчас (что делаете?)... в поликлинику? 6. Сергей Петрович, поднимите трубочку, Вам...! 7. Ты мне (что сделаешь?)... завтра вечером? 8. Спасибо за предложение. Мы вам обязательно (что сделаем?) Вы мне (что сделаете?)..., когда будет всё готово? Упражнение 3. Подберите однокоренные слова к слову «ЗВОН».


Содержание работы по совершенствованию культуры речи педагогов в МДОУ ЦРР д/с 308. Оформление «УГОЛКА ГРАМОТНОСТИ» в методическом кабинете ДОУ, где для общего пользования представлены словари, справочники. Оформление стенда «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО» для педагогов и родителей. Самоанализ занятий по материалам видеозаписи с заполнением речевых памяток.




Термин культура речи многозначен:
1. Культура речи - это раздел
филологической науки, изучающий
речевую жизнь общества в
определенную эпоху (точка зрения
объективно-историческая) и
устанавливающий на научной основе
правила пользования языком как
основным средством общения людей,
орудием формирования и выражения
мыслей (точка зрения нормативнорегулирующая).

Культура речи

2. Нормативность речи, ее
соответствие требованиям,
предъявляемым к языку в данном
языковом коллективе в определенный
исторический период. Нормативность
речи включает в себя такие ее
качества, как правильность, точность,
ясность, чистота.

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются:

нормы литературного языка,
виды общения, его принципы и
правила,
этические нормы общения,
функциональные стили речи,
трудности применения речевых норм,
проблемы современного состояния
речевой культуры общества.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

Закрепление и совершенствование навыков владения
нормами русского литературного языка.
Формирование коммуникативной компетенции
специалиста.
Обучение профессиональному общению в области
избранной специальности.
Развитие навыков поиска и оценки информации.
Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным
профессиональным ситуациям общения (ведение
переговоров, дискуссии и т.п.).
Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым
средствам установления и поддержания доброжелательных
личных отношений.

Главной целью курса культуры речи

является формирование образцовой
языковой личности высокообразованного
специалиста, речь которого
соответствует принятым в образованной
среде нормам, отличается
выразительностью и красотой.

Культура речи

это такой выбор и такая организация
языковых средств, которые в
определенной ситуации общения при
соблюдении современных языковых
норм и этики общения позволяют
обеспечить наибольший эффект в
достижении поставленных
коммуникативных задач.

Культура речи включает три аспекта:

Нормативный - знание литературных норм и
умение применять их в речи.
Коммуникативный - навыки отбора языковых
средств, которые с максимальной
эффективностью выполняют поставленные
задачи общения (найти нужные слова для
объяснения сути дела любому человеку).
Этический - соблюдение норм поведения,
уважение к участникам общения,
доброжелательность, тактичность и
деликатность.

Типы речевых культур (Ольга Борисовна Сиротинина):

элитарный
среднелитературный,
литературно-разговорный,
фамильярно-разговорный.

Элитарная – эталонная речевая
культура, означающая свободное
владение всеми возможностями языка,
включая его творческое использование.
Ей присущи строгое соблюдение всех
норм, безусловный запрет грубых
выражений.
Подробнее см.: Стернин И.А.Типы
речевых культур. - Воронеж, 2013.

Среднелитературная характеризуется
неполным соблюдением норм,
чрезмерным насыщением речи
книжными либо разговорными словами.
Носителями этой речевой культуры
являются большинство образованных
жителей городов; проникновение ее в
некоторые современные средства
массовой информации, художественные
произведения способствует широкому
распространению.

Литературно-разговорный и
фамильярно-разговорный тип
объединяет тех коммуникантов, которые
владеют только разговорным стилем.
Фамильярно-разговорный отличается
общей стилистической сниженностью и
огрубленностью речи, что сближает его с
просторечием. Используется «ты» как
обращение независимо от возраста
собеседника и степени знакомства с ним.

Современный русский язык

- это национальный язык русского
народа, форма русской национальной
культуры. Он представляет собой
исторически сложившуюся языковую
общность и объединяет всю
совокупность языковых средств
русского народа, в том числе все
русские говоры и наречия, а также
различные жаргоны.

Русский язык выполняет три функции:

1)
национального русского языка;
2) одного из языков межнационального
общения народов России;
3) одного из важнейших мировых
языков.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
Федеральный закон Российской
Федерации от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят Государственной Думой 20 мая
2005 года
Одобрен Советом Федерации 25 мая
2005 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

предусмотренный Конституцией
страны язык, используемый в
законодательстве,
делопроизводстве и
судопроизводстве. Это язык, на
котором государственная власть
общается с гражданами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

В соответствии с Конституцией
Российской Федерации
государственным языком Российской
Федерации на всей ее территории
является русский язык.

Государственный язык РФ:
системообразующий фактор сохранения
целостности Российской Федерации,
инструмент для выражения воли народа и
каждого гражданина страны,
необходимый элемент для осуществления
единообразия государственного управления и понимания государственной воли,
механизм для реализации прав и обязанностей населения России,
национальный признак в международных
правоотношениях.


Литературные
Нелитературные

Литературный язык

- высшая форма национального русского
языка.

Литературный язык

обработанность,
нормированность (кодификация),
широта общественного
функционирования,
общеобязательность для всех членов
коллектива,
разнообразие речевых стилей,
используемых в различных сферах
общения.

Нелитературный язык

Форма современного русского
национального языка, которая
отличается:
ограниченностью использования,
бытовой тематикой,
отсутствием кодификации.

Формы русского национального языка
Литературные
1) Официально-деловая
2) Научная
3) Публицистическая
4) Разговорная
5) Художественной литературы
Нелитературные
1) Жаргон
2) Диалект
3) Профессиональная
4) Просторечия
5) Табуированная

Язык

- это важнейшая знаковая система в
человеч. культуре, средство
членения, классификации и
надындивидуальной фиксации
опыта, посредством к-рого
осуществляется речевое общение и
понятийное мышление.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

средство существования, передачи
и усвоения общественноисторического опыта;
средство общения (коммуникации);
орудие интеллектуальной
деятельности (восприятия, памяти,
мышления, воображения).

Речь

- это исторически сложившаяся
форма общения людей
посредством языковых конструкций,
создаваемых на основе
определённых правил;
- это форма существования
человеческого языка.

Язык

представляет собой сложную
систему, обладающую иерархической
структурой: единицы более высоких
уровней являются сочетанием
единиц нижних уровней.

Тексты
Предложения
Словосочетания
Лексемы
Морфемы
Фонемы

Языковые единицы

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα - «звук») -
минимальная смыслоразличительная
единица языка. Фонема не имеет
самостоятельного лексического или
грамматического значения, но служит для
различения и отождествления значимых
единиц языка (морфем и слов):
при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом -
<т>ом);
при изменении порядка следования фонем также получится другое
слово (<сон> - <нос>);
при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он - тон).

Языковые единицы

Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») -
мельчайшая значимая единица языка,
выделяемая в составе слова и
выполняющая функции словообразования
и формообразования (словоизменения).
Если фонема неделима с точки зрения
формы, то морфема неделима с точки
зрения содержания.

Языковые единицы

Лексе́ма (от др.-греч. λέξις - слово,
выражение, оборот речи)- слово как
единица морфологического анализа.
В одну лексему объединяются
словоформы одного слова.
Например, словарь, словарём, словарю - это формы
одной и той же лексемы, по соглашению пишущейся как
СЛОВАРЬ.

Языковые единицы

Словосочета́ние - это соединение двух
или нескольких знаменательных слов,
связанных по смыслу и грамматически,
служащее для расчленённого обозначения
единого понятия (предмета, качества,
действия и др.).
К словосочетаниям относятся соединения
слов на основе подчинительной связи
(связи главного и зависимого членов).

Языковые единицы

Предложе́ние - это единица языка,
которая представляет собой
грамматически организованное
соединение слов (или слово), обладающее
смысловой и интонационной
законченностью.

Языковые единицы

Текст – это сообщение,состоящее из ряда
высказываний, объединённых разными
типами лексической, грамматической и
логической связи, имеющее
определённый моральный характер,
прагматическую установку и
соответственно литературно
обработанное.

Языкова́я но́рма

-
это исторически обусловленная
совокупность
общеупотребительных языковых
средств, а также правила их
отбора и использования,
признаваемые обществом
наиболее пригодными в
конкретный исторический период.

Источники языковой нормы

1)
2)
3)
4)
5)
произведения писателей-классиков;
произведения современных писателей,
продолжающих классические традиции;
публикации средств массовой
информации;
общепринятое современное
употребление;
данные лингвистических исследований.

Свойства языковой нормы

едина
и общеобязательна для всех
говорящих на данном языке;
консервативна
и
направлена
на
сохранение средств и правил их
использования;
изменчива во времени;
вариативна
в
выборе
способов
языкового выражения в зависимости от
условий общения.

Языковые
единицы
Языковые нормы
орфографические
Фонемы
орфоэпические
Морфемы
словообразовательные
лексические
Лексемы
морфологические
Ортологические словари
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и
пунктуации. Любое издание.
Горбачевич
К.С.
Словарь
трудностей
произношения и ударения в современном
русском языке. СПб., 2002.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем
русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 1136 с.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь
русского языка: В 2 т. – 2-е изд., стер. – М.:
Русский язык, 1990.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь
русского языка. 4-е изд., доп. М., 1997.
Современный словарь иностранных слов. М.,
2000
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и
сходных по смыслу выражений. - М.: Русские
словари, 1999.

Языковые
единицы
Лексемы
Языковые нормы
Словари
лексические
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская
Л.П. Грамматическая правильность русской
речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004.
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь
грамматических
трудностей
русского
языка.- М., 1999.
морфологические
синтаксические
Русская грамматика / Под ред. Шведовой
Н.Ю. - М.: Наука, 1980.
Розенталь Д.Э. Управление в русском
языке:
Словарь-справочник.

М.:
Издательство АСТ, 1997.
Русский язык и культура речи / Под ред.
д-ра филол. наук проф. В. Д. Черняк. – М.:
Высшая школа, 2004.
текстовые
ЖеребилоТ.В. Термины и понятия: Методы
исследования и анализа текста: Словарьсправочник. - Назрань: ООО «Пилигрим».
2011.
Словосочетания
Предложения
Тексты

Типы норм

К нормам, общим для устной и письменной речи,
относятся:
◦ лексические нормы;
◦ грамматические нормы (словообразовательные,
морфологические, синтаксические);
◦ текстовые нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
◦ нормы орфографии;
◦ нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы орфоэпические
нормы, то есть:
◦ нормы произношения;
◦ нормы ударения;
◦ интонационные нормы.

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы
включают нормы:
1) произношения,
2) ударения,
3) интонации.

Лексические нормы

это нормы, определяющие
правильность выбора слова из ряда
единиц, близких ему по значению или
по форме, а также употребление его в
тех значениях, которые оно имеет в
литературном языке.

Грамматические нормы делятся:
1) на словообразовательные,
2) морфологические,
3) синтаксические.

Словообразовательные нормы

определяют порядок соединения
частей слова, образования новых слов.
Ошибка: описывание характера,
продажничество, произведения
писателя отличаются глубизной и
правдивостью.

Морфологические нормы

требуют правильного
образования грамматических форм слов
разных частей речи (форм рода, числа,
кратких форм и степеней сравнения
прилагательных и др.).
Ошибка: царящиеся порядки,импортная
шампунь, заказной бандероль.

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы
эти нормы включают
правила согласования слов и
синтаксического управления,
соотнесения частей предложения друг с
другом с помощью грамматических
форм слов с той целью, чтобы
предложение было грамотным и
осмысленным высказыванием.
Ошибка:читая ее, возникает вопрос.

Текстовая норма

определяют употребление
языковых средств в соответствии с
законами жанра, особенностями
функционального стиля, целью и
условиями общения.

Языковое явление считается
нормативным, если оно характеризуется
такими признаками, как:
◦ соответствие структуре языка;
◦ массовая и регулярная воспроизводимость в
процессе речевой деятельности
большинства говорящих;
◦ общественное одобрение и признание.

Речевая норма

совокупность наиболее устойчивых
традиционных реализаций языковой
системы, отобранных и закрепленных
в процессе общественной
коммуникации.
Нормированность речи - это ее
соответствие литературно-языковому
идеалу.