Логопедическое занятие "слова, обозначающие признаки предметов". Конспект логопедического занятия с группой учащихся с нарушением чтения и письма Развитие фонематического слуха и восприятия

Тема: Слова, которые называют признаки предметов.

Цель:

  1. Познакомить с понятием признак. Соотношение с вопросами, какой? Какая? Какое?
  2. Развивать навыки в подборе признаков к предметам с помощью вопросов. Развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и ответы на них.
  3. Воспитывать культуру речи.

Оборудование: цветные карандаши, предмет, картинки, «овощи», тетради, карточки текстов, чудесный мешочек, овощи, фрукты.

Ход занятия.

1. Орг. момент

2. Артикуляционная гимнастика

а) чистоговорки
ка – ка – ка вот течёт река Ока
ко – ко – ко там рыбак не далеко
ке – ке – ке ловит рыбу на Оке
ку – ку – ку нет удачи рыбаку.

б) Минутка чтения.
в) Сроговорка
33 вагона в ряд
Тараторят тарахтят.

3. Сообщение темы занятия
Игра «Цветные карандаши»
Каждый ученик получает цветные карандаши и придумывает 5 слов с тем звуком, на который начинается название цвета.
-Назовите каждый цвет своего карандаша. Чтобы узнать цвет карандаша какой мы ставим вопрос как вы думаете?
Слова, которые отвечают на вопрос какой? И обозначают признак предмета.

4. Ознакомление со словами - признаками

1. Беседа о словах, которые обозначают признак предмета.
Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и лесную летнюю поляну. Как утомительно смотреть на серое однообразие первой, как радует глас второе. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие узорные, тонкие, белые, длинные, голубые, круглые и т.д. Всё это разнообразие передаётся с помощью признаков предметов или ещё как принято называть с помощью прилагательных.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся называть не только предмет, но и изменить его.

2. Серия предметных картинок «Овощи»
-Какой помидор (большой), а этот? (маленький)
-Какого цвета помидор? (красный, зелёный)
-Какая морковь? (оранжевая, вкусная, длинная, хрустящая)
-Какие огурцы?

Чтобы узнать какие предметы надо задать вопросы, какой? Какая? Какое?

3. От слов, обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов.
Составьте с ними предложения. Запишите два предложения в тетрадь, поставьте в словах которые обозначают признак предмета ударение.
Двор – дворовый Лень -
Зуб - Дождь -
Зима – Грязь -
Мороз - Мясо

5. Физ. минутка

Дети шли, шли, шли
В огород они зашли
Там увидели урода,
И скорей из огорода.



6. Закрепление понятий «слова – признаки».

1) Запишите ответы на вопросы.
Салат из капусты? (капустный)
Из свеклы? (свекольный)
Пюре из картошки, какое пюре? (картофельное)
Поставьте вопрос.
2) Подберите слово.
Серый, хищный, жадный …..
Рыжая, хитрая, ловкая …..
Косой, слабый, трусливый ….
Большой, косолапый ……
Солнечный, весёлый …..
Ясная, холодная …..
Серое, хмурое …..

3) Спишите текст из нескольких предложений и пропустите в нём слова, которые называют признак предмета. Этот текст не показывайте другим играющим. Пусть остальные называют слова которые обозначают признак, а вы вписывайте их в свои тексты. Прочтите, что получилось. Почему текст получился смешным?

Примерные тексты.

«На реке»
на реке раскрылись белые кувшинки. Над водой склонилась тонкая ива. Около ивы резвятся стрекозы. Дикая утка вывела из кустов маленьких утят.

«Гроза»
Небо потемнело. Поднялся сильный ветер. Закружились в воздухе зелёные листочки. Перестали квакать весёлые лягушки. Замолкли птицы. В небе сверкнула ослепительная молния. Хлынул сильный дождь.

«Летом»
По лесу протекала маленькая речка. Под водой резвился зеркальный карп. Над водой кружились стрекозы. У берега качались белые кувшинки. На берегу загорали весёлые ребятишки.

7. Развитие осязания
Проводятся игры «Что в мешочке?» «Узнай по вкусу».

8. Итог занятия.

Цель:

Знакомство с именем прилагательным как частью речи
. Подбор предметов к признакам и наоборот;
. Умение согласовывать существительные с прилагательными;
. Образовывать прилагательные от существительных;
. Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: макеты фруктов, ягод, плакат с изображением стеклянной банки, бабушки, плакат для описания предметов по схеме, карточки с надписями названия варенья.

Ход занятия

I. Орг. Момент

Один ученик стоит у доски, спиной к другим детям, логопед показывает предметную картинку, а ребята должны называть только слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Например, сочный, круглый, тяжёлый, сладкий - что это? Отгадав, ребёнок поворачивается к ребятам, ему показывают предметную картинку (так отгадывают ещё три слова- апельсин, морковь ).
Формулируется тема занятия: сегодня будем говорить о словах, которые рассказывают нам о предметах называя их форму, цвет, размер, запах и т.д. - это слова-признаки .

Стихотворение о прилагательном:
Определяю я предметы,
Со мной они весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.

II. Основная часть.

1. Игра «Волшебный мешочек».
В мешочке лежат макеты фруктов. Дети по очереди определяют, на ощупь, какой это фрукт, догадавшись или достав из мешочка, ребёнок описывает данный фрукт:
. Круглое, румяное, сладкое
Д.: яблоко

. Жёлтый, кислый, овальный
Д.: лимон
Жёлтый , кислый , овальный лимон .

Синяя, кисло-сладкая, овальная
Д.: слива
Записывают в тетрадь словосочетание Синяя , кисло-сладкая , овальная груша .
Л.: Какие слова нам помогли догадаться и назвать фрукт? Как можно назвать их одним словом? (признаки)
На какие вопросы отвечали слова-признаки? (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?)

2. Загадки

На столе корзина с фруктами и ягодами. Детям предстоит отгадать загадки, взять отгаданный фрукт из корзины.

Чёрных ягод тёмный куст,
хороши они на вкус. (смородина )

Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал
А суровою зимой
Придёт изюмом к нам домой (виноград )

Под бархатной кожурой
Он сочный вкус запрятал свой (персик )

Жёлты, цитрусовый плод
В странах солнечных растёт,
Но на вкус кислейший он
А зовут его………… (лимон )

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина )

Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет? (груша )

Взяв из корзины фрукт или ягоду, дети выходят к доске и рассказывают о своём растении по схеме:
Плакат со схемой, по которой можно назвать форму, размер, цвет, вкус, запах, какой на ощупь предмет.



3. Образование прилагательных от существительных

Игра «Варим с бабушкой варенье»
На доске картонные макеты банок, макет бабушки. На банках прикреплена предметная картинка с изображением ягод (земляника, малина, смородина, черника, калина, клубника)

Детям нужно помочь бабушке «подписать» на банках название варенья. Для этого надо правильно ответить на вопрос КАКОЕ? (из черники- КАКОЕ? и т.д.) Назвав правильно прилагательное, ребёнок прикрепляет слово на банку. «подписав» все банки каждый записывает предложение со своим словом (Бабушка сварила клубничное варенье. Бабушка сварила калиновое варенье. И др.)

4. Складывание из бумаги ягоды клубники (простые оригами для детей)

С какими словами познакомились?
- На какие вопросы отвечают слова-прилагательные?
- Что понравилось? Что было трудно?

Кроссворд:

Она грызла золотые орешки в сказке.
Дерево с белым стволом.
В мультипликационном фильме его звали Геной.
Птенец курицы.
Городская маленькая птичка с серо-коричневым оперением.
Цвет.

Кроссворд разгадать слова по горизонтали и прочитать получившееся слово по вертикали. Подобрать к отгаданному слову прилагательному слова существительные.
БЕЛЫЙ- (про что можно сказать «белый») -заяц, снег, сахар...
БЕЛАЯ- лента, ромашка, доска...
БЕЛОЕ- облако, одеяло, окно...

Оксана Тимофеева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Такие разные слова. Слово, обозначающее признак предмета»

«Такие разные слова . Слово , обозначающее признак предмета »

Цели :

Сформировать новое понятие о словах , ;

Учить дифференцировать слова- признаки от слов- предметов и слов-действий ;

- Развивать воображение , слуховое внимание и память;

I. Организационный момент.

Логопед и дети приветствуют друг друга :

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем с вами мы стараться ,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

П. Повторение материала предыдущих занятий .

Отгадайте, о ком речь?

Летит, жужжит -. . Мычит, жует -. . Скачет, ржет -. . Лакает, мяукает-.. Лежит, сторожит-. . Плавает, молчит -. .. . Блеет, жует -. .. . Хрюкает, чавкает -. .

Прыгает, квакает -, Летает, порхает-, Рычит, воет -, Летает, гудит - …

III. Работа со словами , подбор слов , обозначающих признак предмета .

Игра «Секретики» .

Откройте баночку, возьмите картинку и ответьте на вопрос – «Назовите что у вас, а затем - какой у вас предмет

Дети открывают баночку с картинкой и называют к изображенному предмету слово – признак .

Например – красивая кукла, косолапый мишка и т. д.

Упражнение «Угадай-ка»

Выберите подходящий предмет , о чем я говорю

Зеленая, треугольная, колючая

Красный, круглый, воздушный

Желтый, овальный, кислый

А теперь вы загадайте свое слово , а ребята попробуют отгадать.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

IV. Закрепление.

1. Выбрать подходящие признаки к слову – предмету .

Ветер. (красивый, холодный, теплый, овальный) .

Осень … (веселая, пасмурная, страшная, дождливая)

Сапоги …. (бумажные, кожаные, меховые, резиновые)

2. Придумайте слова- признаки .

Настроение. (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое) .

Поведение. (хорошее, примерное, отличное, плохое) .

Погода. (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная) .

V. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

1. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы : Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Однажды я была в зоопарке и увидела слона. Слон был серый и огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хобот длинный. Голова большая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. (По Л. И. Куприну.)

Вопросы :

Где я увидела слона? Какой был слон? Какие ноги у слона? Какой хвост? Какая голова у слона? Какие уши? Какие глаза

2. Выбирайте слова - признаки из рассказа и выкладывайте полоску на каждое слово – признак .

3. Нарисуй слона. Чего у него не хватает, дорисуй.

7. Итог урока. Рефлексия.

Логопед : «С какими новыми словами вы познакомились ? Что вы о них узнали?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимние развлечения» Тема:"Зимние развлечения" Вид: Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и художественно - эстетическому.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь». Программное содержание:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки [П], [П’]» Цель: создать условия для формирования правильного произношения звуков п, пь. Задачи: упражнять в правильном и отчетливом произношении.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи». Итоговое мероприятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи.» Цели: -Формировать умения обогащать и классифицировать.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Путешествие в Стране правильной речи» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы. (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ) ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ.

Конспект логопедического занятия на тему:

Слова, обозначающие предметы.

Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить усвоение лексического значения слова;

Способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

Учить задавать вопросы к словам-предметам;

Учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие:

Корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

Развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

Развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

Развивать мелкую моторику;

Формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: изображения космического корабля; разрезная азбука; предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка); мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).

Ход занятия

1. Организационный момент .

Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.

Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)

Пора года, когда цветут яблони. (Весна)

Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)

День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

Что получилось? («Слова» - набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. - Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты

Карб Чтение.

Ждло Стол.

Телва Арбуз.

Выбму Улица.

Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

Что же это? (Набор букв .)

Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова .)

Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают. )

3. Слова, обозначающие предметы.

Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв .)

Можно ли из этих букв составить слово?

Какое слово получилось? («предметы »)

Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы »)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет .) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя девочки не названо .)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.

    Я знаю 5 молочных продуктов…

    Я знаю 5 названий птиц…

    Я знаю 5 лиственных деревьев…

    Я знаю 5 умывальных принадлежностей…

    Я знаю 5 головных уборов…

    Я знаю 5 диких животных…

    Я знаю 5 музыкальных инструментов…

    Я знаю 5 видов спорта…

    Я знаю 5 названий насекомых…

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»

Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.

Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»

Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»

Всё, что движется само, ест, растёт - живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Работа по карточкам.

Проведите линию от вопросов к предметам.

6. Закрепление знаний по теме.

1. - Слова - предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово - предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом - …? Кто? - … Ложка - …? Что? - … Комар - …? Что? - … Улитка - …? Кто? - … Стул - …? Что? - … Тигр - …? Кто? - … .

2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

7. Работа по преобразованию слов.

Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях ).

Слова: капля - цапля, дверь - зверь, мак - рак, дом - сом, пышка - мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

8. Итог занятия.

Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами .)

Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые .)

На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что? )

Занятие № 10

Тема . Слово. Значение предметности, действия, признака.

Цель.

1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,

признака.

2. Учить различать значения слов по этим признакам.

3. Развивать сознательное восприятие речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».

    Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».

Коррекционно-развивающие задачи:

    Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.

    Развитие сознательного восприятия речи.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Формирование динамической организации двигательного акта.

    Коррекция проявления СДВГ.

    Совершенствование механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.

    Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.

    Воспитание навыков культуры поведения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, фланелеграф, символы для графического диктанта.

I. Орг. момент.

Дети садятся в последовательности, указанной логопедом.

II. Постановка цели занятия.

1. Вспомним слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.

2. Будем задавать вопросы и отвечать на них.

III. Повторение слов со значением предметности.

1. Какими бывают предметы? – Живыми и неживыми.

2. На доске картинки. Что не подходит? Почему?

Бабочка, петух, мяч , сова

Как мы спросим об этом предмете? – Что это?

Как мы спросим об остальных предметах? – Кто это?

3. Послушайте слова и скажите, какое слово не подходит? Почему?

Кот, дом , собака, воробей

Парта, доска, учитель , мел

4. Соревнование на флажок.

Дети, которые сидят в 1-ом ряду, придумают слова к вопросу «кто это?».

Дети, сидящие во 2-ом ряду, придумают слова к вопросу «что это?».

IV. Повторение слов со значением действия.

1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-действия.

    Летом по лесу гуляет ,

Зимой в берлоге отдыхает .

(Медведь)

    На чужих звонко лает

И хозяйку охраняет .

    Не моторы, а шумят ,

Не пилоты, а летят ,

Не змеи, а жалят .

    Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нём;

Там пишут и считают ,

Рисуют и читают .

2. Ответить с помощью картинок одним словом на вопрос «что делает?»

Шьёт, вышивает, пришивает, прыгает, летит, бежит, сидит…

3. Самостоятельно задать вопрос и ответить на него одним словом.

Водящий со стола логопеда берёт карточку картинкой к себе.

Дети задают ему вопрос «что делает?».

Водящий отвечает на вопрос одним словом и показывает детям картинку.

Выходит следующий ребёнок, и упражнение повторяется.

Рубит, купает, стирает, поливает, кормит, одевает…

4. Определение количества и последовательности слов.

Бежит, летит, скачет

Чирикает, каркает, стрекочет

5. Придумать два слова-действия.

IV. Динамическая пауза. Игра с мячом.

    змея – шипит мышка – пищит воробей – чирикает

корова – мычит кошка – мяукает утка – крякает

лошадь – ржёт ворона – каркает лягушка – квакает

собака – лает голубь – воркует петух – кукарекает

    рыба – плавает птица – летает лягушка – прыгает

змея – ползает машина – едет человек – идёт И т. п.

V. Повторение слов со значением признака.

1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.

    Сам алый , сахарный ,

Кафтан зелёный , бархатный .

Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?

Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус)?

    Рыжая , пушистая

По деревьям скачет,

Потом орешки прячет.

Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.

Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»

о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая...

Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.

    Вафельное и полосатое ,

Гладкое и мохнатое .

Всегда под рукою –

Что это такое?

(Полотенце)

2. Посмотреть на картинки.

Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).

3. Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).

Помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.

Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.

Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т.п.

VI. Графический диктант.

1. Дети слушают слова и обозначают их полоской цветной бумаги на

фланелеграфе.

Колючий, волк, крадётся, лес

Кот, молоко, пьёт, вкусное, пушистый

Большой, спелый, покупает, арбуз, мама

2. Подбор слов к графической цепочке.

VII. Итог занятия.

Встанет тот, кто придумает слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

Оценка работы детей.