Профессиональное саморазвитие педагога дефектолога. Дефектолог - это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Направления деятельности учителя-дефектолога
Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.
Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:
Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).
Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).
Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).
Логопедия - с получением квалификации логопеда;
Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.
Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.
Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.
Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.
Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.
Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.
Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.
Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.
Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.
Психолого-педагогическая готовность заключается в:
Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;
Знании закономерностей социализации и развития личности;
Знании целей и технологий воспитания и обучения;
Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.
Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.
Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:
1. Умение ставить задачи.
2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).
3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.
4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:
самоанализ, самоотчет и т.д.
Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.
Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.
Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...
Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:
Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.
Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога
| 2 | | | |
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог. Для успешной учебной и воспитательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотера-
1 Азбукин Д. И. 20 лет подготовки педагогов-дефектологов // Советская педагогика. - 1939. - № 8-9. - С. 188.
1 Кащенко В. П. На помощь дефективным детям // Народный учитель. - 1918. - №33-34.-С. 6.
Певтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели -■ содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетентен в выполнении следующих видов профессиональной деятельности:
Преподавательской;
Конструктивно-организаторской;
Диагностико-аналитической;
Консультативной;
Проективной;
Гностической;
Психопрофилактической;
Коррекционно-развивающей;
Просветительской;
Научно-исследовательской;
Воспитательской;
Координаторской.
Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:
Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений;
Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза);
Умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;
Приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков,
имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду;
Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;
Навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;
Знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры;
Навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.
Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях и осуществлять надомное визитирование для оказания ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями развития.
Заметно возросла потребность образовательных учреждений общего назначения в специальных психологах и педагогах в условиях развития интеграции и дифференцированного подхода к учащимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедаго-
Га) в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.
Необходимый уровень профессиональной компетентности пе-дагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятельности) дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации (институтах усовершенствования) работников педагогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педагогических вузов (факультеты повышения квалификации и переподготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями самого специалиста или образовательного учреждения, в котором он работает.
Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто-логи могут участвовать в формировании содержания образовательных программ в соответствии со своими потребностями и интересами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.
15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов
Современное педагогическое образование имеет широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:
тифлопедагогика - получение квалификации педагога для обучения слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
сурдопедагогика - получение квалификации педагога для обучения глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
олигофренопедагогика - получение квалификации педагога для работы с детьми и подростками, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития - от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);
логопедия - получение квалификации педагога, работающего с людьми, имеющими речевые расстройства различного генеза (логопеда, фониатра);
специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии;
специальная психология - с квалификацией психолога для психологического обеспечения и сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.
Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями людей, имеющих отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с раннего и дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.
Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее образование. Системообразующим критерием комплекса необходимых научных и практических знаний выступает антропологический принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию знаний о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики с последующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.
Важнейшими характеристиками современного образования пе-дагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация, а также дедуктивный путь освоения профессии.
Фундаментализация предполагает такое построение профессионального образования, при котором на основе широкой общенаучной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.
Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым
образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом. Если раньше главным было передать ученику необходимые знания, то гуманизация требует от учителя всемерного содействия разностороннему развитию и саморазвитию ребенка, его социализации и социальной адаптации. Профессиональное образование педагога-дефек-толога призвано подготовить его к специфике будущей профессиональной деятельности в этом направлении.
Широкий спектр особых образовательных потребностей, соответствие которым и их удовлетворение предусматривает профессиональная деятельность дефектолога, в конечном счете сводится к социальному адаптированию человека и интеграции его в социум, к обеспечению ему (с учетом характера ограничений) максимально полной социализации и достижения возможно более высокого уровня достойной и независимой жизни.
Реформирование высшего профессионального образования в 90-х гг. XX в. положило начало стандартизации системы отечественного высшего педагогического, в том числе и дефектологического, образования и приближения его к мировым образовательным стандартам.
Назначение образовательных стандартов состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны, чтобы российская высшая школа могла вписаться в мировое культурно-образовательное пространство, получить необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания собственных документов об образовании и таким образом решить проблему конвертирования дипломов о высшем образовании.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает:
Структуру (уровни) высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
Общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условия их реализации;
Нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;
Академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания профессионального образования;
Общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
Порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве федерального компонента;
Правила государственного контроля за соблюдением требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Каждый вуз самостоятельно строит учебный процесс в соответствии со своими возможностями и потребностями своей региональной подсистемы специального образования, интересами преподавателей и самих студентов. Государственные стандарты выступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя возможности для многообразия высшего образования, гарантируют его необходимый уровень.
Основная образовательная программа предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию.
1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
2. Общие математические и естественно-научные дисциплины.
3. Общепрофессиональные дисциплины.
4. Дисциплины предметной подготовки (по той или иной отрасли специальной педагогики).
5. Дисциплины дополнительной специальности (или специализации).
6. Факультативы.
Содержание образования и последовательность его усвоения выстроены таким образом, что дисциплины фундаментального научного знания, необходимые для понимания процесса и механизма социализации нормально развивающегося человека, приобретают на последующих этапах обучения прикладные аспекты, связанные с проблематикой воспитания, обучения и социализации человека с ограниченными возможностями (такие дисциплины, например, как специальная психология, специальная педагогика и др.), а затем выходят на соответствующие отрасли научного знания непосредственно в специальной педагогике (логопедию, тифлопедагогику и др. - в соответствии с профилем специальности).
Большое значение в содержании профессионального образования дефектологов имеет практическая деятельность. В разные исторические периоды объем практической профессиональной подготовки был различным, и, как показывает опыт, недостаток ее практической направленности отрицательно сказывался на профессиональной компетентности дефектолога.
В отличие от других педагогических специальностей дефекто-логу надо усвоить ряд умений специального (применительно к детям с ограниченными возможностями в целом) и специфиче-
Ского (применительно к конкретной категории) характера. Некоторые из этих умений формируются достаточно долго (например, понимание устной речи маленьких глухих детей, навыки различения на слух дефектов речи и др.), обеспечивая необходимый уровень профессионализма только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности с той или иной категорией детей и подростков с ограниченными возможностями. Все это требует длительного и регулярного педагогического взаимодействия с воспитанниками. Не менее продолжительным и трудоемким является процесс формирования навыков воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими особые образовательные потребности.
В системе профессиональной подготовки педагогов-дефекто-логов практическая компетентность отчасти достигается как в условиях специально организованной педагогической практики, имеющей на разных этапах различающиеся цели и задачи, так и с помощью современных технических средств - соответствующих компьютерных программ, аудио- и видеотехники, тренажеров, позволяющих отрабатывать те или иные специальные умения в моделируемых условиях.
Владение необходимой профессиональной компетенцией теоретического и практического характера еще не является достаточным условием успешной профессиональной деятельности дефек-толога. Требуется личностная и профессиональная воспитанность, предполагающая наличие нравственной, познавательной, художественной культуры, определяющей потребностно-мотивацион-ную сферу личности.
Современная профессиональная подготовка дефектолога предусматривает обязательное профессиональное воспитание, которое реализуется через индивидуально-личностный подход к студенту, через воздействие на его личность не только обучающими средствами, но и привлечением к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности в специальных (коррекцион-ных) учреждениях.
Большим воспитывающим потенциалом обладает знакомство студентов с профессиональными традициями, с биографиями выдающихся представителей специальной педагогики, как отечественных, так и зарубежных, с судьбами трудовых династий в осваиваемой ими области (например, династия сурдопедагогов Pay). Известен воспитывающий эффект творческой атмосферы в «академической среде» высшего учебного заведения, когда в процесс научных поисков и открытий активно вовлекаются и студенты. Именно в такой атмосфере происходит подлинное приобщение будущих педагогов к профессиональным ценностным установкам, у них формируется чувство причастности и преданности избранной сфере деятельности.
В последние годы в содержании профессиональной подготовки дефектолога наметились изменения, связанные с развитием интеграционных процессов в системе специального образования. В подготовке педагогов на смену ориентации на работу в учреждениях закрытого типа приходят все более заметные тенденции подготовки специалистов нового типа, способных решать проблемы интегрированного образования детей и подростков с ограниченными возможностями и, следовательно, готовых трудиться в учреждениях инновационного характера, осваивать иные аспекты деятельности (например, работа в структурах, оказывающих раннюю комплексную помощь, работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения, или с обучающимися на дому). В арсенал профессиональных знаний дефектолога обязательно входят навыки глубокого и серьезного взаимодействия с родителями и близкими родственниками детей. Определенное место занимает и социально-педагогическая подготовка, так как дефектолог в первую очередь ответственен за создание экологически благоприятной социальной микро- и макросреды, в которой существуют и сам ребенок, и члены его семьи.
Дети - цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители - правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.
Кто такой дефектолог?
Существует профессия, которая объединяет медицину и дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Дефектолог - это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.
Какими качествами должен обладать дефектолог
Дефектолог - это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.
Среди которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:
- Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.
- Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
- Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
- Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
- Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система - залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом - сложный труд.
- Отзывчивость. Дефектолог - это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
- Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.
Дефектологические специальности
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
Профессия дефектолога: цели и задачи
Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:
- Вызвать желание учиться посредством мотивации.
- Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.
Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:
- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
- Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
- Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
- Проводит консультации и детей, которые находятся у него на реабилитации.
Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.
Функции педагога-дефектолога
- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
- Развивает коммуникативные
- Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников - на чтение, письмо и т. д.
Работа дефектолога: организационные принципы
Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог - в спокойном тоне.
Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.
Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.
За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.
Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.
Мифы о работе дефектолога
- Миф 1 . По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог - это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
- Миф 2 . Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.
Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия
Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:
- Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед - с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
- Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
- Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
- Дефектолог - широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
Родственные профессии
Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.
Известные ученые-дефектологи
В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции Г. М. Дульнев.
Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.
Спасибо
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Записаться к Дефектологу
Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона
+7 495 488-20-52 в Москве
Или
+7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге
Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.
Или же можно нажать зеленую кнопку «Записаться Онлайн» и оставить свой телефон. Оператор перезвонит Вам в течение 15-ти минут и подберет Вам специалиста, соответствующего Вашему запросу.
В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.
Кто такой дефектолог?
Дефектолог – это специалист, обладающий профессиональной подготовкой в такой области как дефектология (также называется коррекционной педагогикой ). Следует отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики. Дефектология занимается особенностями развития детей с недостатками со стороны психического или физического здоровья. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Соответственно, дефектолог – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками.Чтобы работать дефектологом, необходимо получить высшее педагогическое образование по специализации «дефектология». Во время обучения будущие дефектологи кроме педагогических дисциплин получают подготовку в психологии и некоторых сферах медицины. Специалист с таким образованием может работать в учреждении как обучающего (детские сады, школы ), так и лечебного (поликлиники, больницы ) профиля. Также дефектологи могут состоять в штате различных реабилитационных заведений, центров социальной защиты и психологической помощи.
Учитель-(педагог )-дефектолог
Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы ) общего или специального профиля. Работать такой педагог может как с отдельными пациентами, у которых присутствуют те или иные проблемы, так и со всеми воспитанниками или учащимися (например, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слуха ).Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у малыша.
Эта специальность объединяет много направлений, так как принцип работы с ребенком, который обладает проблемами со слухом, отличается от подхода к малышу с отклонениями в умственном развитии. На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии.
Дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:
- Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия ) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
- Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности ) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения .
- Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание , задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением ), дизартрия (неясная, смазанная речь ), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга ). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности ), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
- Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения ), аутизм (психическое расстройство ). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости ), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью ), помогает находить общий язык со сверстниками.
Работа дефектолога с детьми
Характер работы дефектолога с детьми во многом зависит от направления, в котором он специализируется. В то же время, существуют и общие принципы, на которые опирается коррекционный педагог в своей практике, вне зависимости от его специализации. Так, единой целью для всех дефектологов является мотивация детей к обучению (как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологом ). У многих детей с нарушениями слуха, зрения или умственного развития отсутствует стремление к обучению (например, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе ). В задачу дефектолога входит объяснить ребенку важность обучения и сделать все возможное, для того чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает малыш.Работа педагога по коррекции начинается с обследования учащихся с целью выявления детей с теми или иными проблемами. Затем проводится идентификация (по виду, по степени выраженности ) дефектов и последующее объединение детей со схожими нарушениями в группы. Впоследствии дефектолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Работа строится на основе различных современных методик, выбор которых зависит от типа отклонений у учащихся.
Всю работу с детьми, которую проводит дефектолог, можно условно разделить на несколько этапов, последовательность выполнения которых определяется самим специалистом.
Существуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:
- Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь ).
- Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
- Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук ). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют ), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев. Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию ), целью которых является соблюдение личной гигиены .
- Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
Большим значением в профессиональной деятельности этого специалиста является консультирование родителей. Помощь дефектолога направлена на то, чтобы научить взрослых создавать и поддерживать здоровую внутрисемейную атмосферу. Часто дефектолог проводит занятия, на которые приглашаются не только дети, но и их родители.
В чем заключается разница между дефектологом и логопедом?
Разница между логопедом и дефектологом, который специализируется на работе с детьми, обладающими дефектами речи, заключается в целевой аудитории и целях проводимых занятий. Так, если к логопеду направляются дети без отклонений в психическом или физическом развитии, то дефектолог работает с пациентами, которые обладают теми или иными нарушениями. Работа обычного логопеда сводится к тому, чтобы устранить существующие нарушения речи (неправильное произношение звуков, слов ). В цели же дефектолога-логопеда входит обучить ребенка высказывать свои мысли и восстановить пробелы в знаниях, провоцирующие сложности в общении. Наглядно объясняет разницу между этими специалистами следующий пример. Так, пациентом логопеда может быть ребенок, который неправильно произносит слово «коробка» из-за неверного произношения звука р. К дефектологу-логопеду же направляют ребенка, который не только не умеет произносить, но и неуместно использует слово «коробка» из-за того, что не знает его значения.Врач-дефектолог
Как было сказано выше, дефектолог не является врачом, так как не обладает медицинским образованием. В то же время, такой специалист может работать в штате поликлиники, больницы или другого лечебного учреждения, чаще всего детского профиля. Причинной для посещения дефектолога могут быть подозрения на отклонения в психическом или физическом развитии ребенка. Этот специалист проведет диагностический тест, который подтвердит или опровергнет предположение об отставании ребенка.Диагностика (анализы ) дефектолога
Дефектолог не проводит и не назначает какие-либо лабораторные исследования (типа анализа крови или анализа мочи ). Этот специалист использует диагностический тест, который позволяет оценить уровень развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков. Для этого дефектолог задает вопросы, просит выполнить некоторые действия, а также оценивает внешний вид ребенка. Иногда он специально делает положительные или отрицательные замечания, для того чтобы оценить детскую реакцию на негатив или одобрение. Также могут быть искусственно смоделированы обстоятельства, позволяющие определить отношение ребенка и его поведение в сложных, нетипичных ситуациях. Для более полной оценки могут быть опрошены родители, а также использованы документы, показывающие успеваемость ребенка в школе или дошкольном учреждении. В некоторых случаях может быть использована диагностическая карта, которая предварительно разрабатывается дефектологом.Диагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:
- данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения );
- заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
- данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш );
- информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить );
- как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы );
- перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
- занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
- выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.
Справка (заключение ) дефектолога
Заключение дефектолога – это подтвержденный документально вердикт, который выносит этот специалист после обследования ребенка. Следует уточнить, что дефектолог не делает заключение о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений, а лишь предоставляет оценку тех или иных навыков ребенка. Другими словами, этот специалист не ставит диагноз, а только описывает состояние малыша.Характер данных, которые указываются в справке дефектолога, зависит от возраста и проблемы ребенка. Но существуют также и общие характеристики, указывающиеся во всех заключениях, которые выносит дефектолог.
В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:
- каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя );
- умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес );
- характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время );
- адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности );
- как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
- оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
- понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
- насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
- насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
- соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение ) требованиям программы и возрасту;
- различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
- ориентируется ли он в пространстве и времени.
«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», - писал в начале XX в. известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман.
Германия не только первой в истории педагогики начала про.
Фессиональную подготовку учителей для общеобразовательно школы, когда открылась первая в Европе учительская семинари"" но и первой (1812) открыла курсы подготовки учителей общеоб разовательной школы при Берлинской королевской школе глухо; немых для обучения детей с особыми образовательными потреб " ностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сур;.: допедагогов и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. такж с открытия постоянно действующих годичных курсов. Но прежд понадобилось боле двух столетий практической ледагогическо деятельности энтузиастов, среди, которых были не только педаго? ги, но и врачи, лингвисты, священнослужители, чтобы стала по нятной необходимость дополнительной, специальной профессис! нальной подготовки учителя, обучающего ребенка с отклонение^ в развитии. |
Сегодня многие высшие учебные заведения предлагают про^і граммы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов Щ специальных психологов. Так, в США действует национальна" система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для специального образования, насчитываю" щая более 230 программ. В западноевропейской системе педагог гического образования помимо программ подготовки специаль;; ных психологов и педагогов в университетах существует обяза тельная подготовка учителя общеобразовательной школы по специальной педагогике (минимальный курс - 100-120 часов), кото," рую должен пройти каждый будущий учитель.
В России к концу XX в. насчитывалось около 30 подразделени (факультетов, кафедр) в педагогических университетах, предлагав ших программы подготовки в основном по двум специальности «логопедия» и «олигофренопедагогика» с преобладанием специ альности «логопедия».
Одновременно в системе специального образования Росси работают более 200 тыс. педагогов, из которых (кроме столичньг городов) лишь около 10% имеют образование педагога-дефекто лога (для сравнения: в европейских странах и США 95-98% рабо1 тающих с детьми с особыми образовательными потребностям имеют диплом педагога-дефектолога).
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательным^ потребностями имеет право на получение квалифицированно^ педагогической помощи, которую может оказывать только спе^ циально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образо* вания абсолютно недостаточно обычной педагогической подго;" товки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит ча рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:
тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
сурдопедагогика - с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
олигофренопедагогика - с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);
логопедия - с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья п жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная психология.
В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.
Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями лиц, имеющими отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми.
Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.
Педагоги-дефектологи работают в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психо- лого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначе- ния, в детских домах и школах-интернатах для ведения коррекц онно-педагогической работы с разными категориями обучающих и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и в питание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях.
Особенно возрастает потребность у образовательных учре дений общего назначения в специальных психологах и педаг гах-дефектологах в условиях развития интеграции и диффер цированного подхода к обучающимся в массовом образовательн учреждении. Для педагога-дефектолога (особенно олигофрен педагога) в силу специфики его профессионального образован не составляет труда компетентно организовать процесс обуч ния и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего* компенсирующего обучения, особенно тогда, когда учитель м~ совой школы сам испытывает затруднения в обучении детей признаками школьной дезадаптации. Педагог-дефектолог пол чает для этого глубокое и разностороннее образование. Сист мообразующим критерием комплекса научных и практическ: знаний педагога-дефектолога выступает антропологический пр цип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию всех необ димых знаний о человеке и его социализации в норме, а затем при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики последующей внутридисциплинарной конкретизацией приме тельно к той или иной специальной предметной области (нап мер, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и т.д.), самые об; представления о которых изложены в разделах I и III настоя книги.
Педагог-дефектолог - это человек с особым складом душ деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешн результате своей профессиональной деятельности, доброже. тельный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка ро человека в современном мире, в том числе и человека с огран ченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога яв ется результатом осмысления и личностной оценки процесс происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих место и роль людей с особыми образовательными потребностя в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально акт ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребе ку или взрослому с ограниченными возможностями), и к но мальному большинству общества - среде, в которую должН включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе само как активной личности и решающему фактору положительн перемен в жизни людей с проблемами. Профессиональный опыт педагога-дефектолога обеспечивает ему квалифицированную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах - учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежных групп, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.
Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога- дефектолога являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, преподавание в нузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.
Педагог-дефектолог никогда не ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограниченными возможностями.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем.
Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушения слуха должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (речь, мышление, общение). Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.
6 Назарова
Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога - доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпа- тпя, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизнен- ным интересам людей с ограниченными возможностями жизн деятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, пр фессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в кот рых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, о ступают трагизм и безысходность жизненной перспективы ді ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной д ской жизнью - играть и учиться, общаться с родителями и др жить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране чел веком.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога срод тому чуду, о котором написано в Новом Завете:
«Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его во дожить на него руку.
Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Сво в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то ее «отверзись».
И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, стал говорить чисто...
И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:
И глухих делает слышащими и немых - говорящими» (Нов Завет И От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).
Вопросы и задания 1.
Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефект логов? Для работы с какими детьми подготавливали сначала педагог дефектологов? Почему? 2.
Какие педагогические специальности можно сегодня получить для боты в системе специального образования? 3.
Какими личностными профессионально значимыми качествами дол обладать педагог-дефектолог? 4.
Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек логом?
Литература для самостоятельной работы 1.
Агавелян P.O. Социально-перцептивные особенности личности л еда г. специальной школы в профессиональной деятельности. - Новосибирск, 1999. 2.
Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образо ния. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы професси нальной подготовки. -М., 1992.